Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
А.Н. ВЕРТИНСКИЙ "ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ:"
 
Праздник Рождества Христова впервые был введен в 4 в., Константинопольской Церковью, а потом распространился по всему православному Востоку. Цель его установления - воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от Пресвятой Девы. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост. Накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Из 'Грамoты Царя Алексея Михайловича : о Коляде, Усени и народных играх', 1649г.
'Въ нынЪшнем в 157 году, декабря въ 19 день, вЪдомо нам ученилося, что на МосквЪ, напередъ сего въ КремлЪ и в КитаЪ, и в БЪломъ, и в Земляномъ городахъ:.въ навечерии Рождества Христова кликали многие люди Каледу и Усень;: да в МосквЪ ж чинится безчинство: многие люди поютъ бесовския, сквернословныя пЪсни. Да на Рождество Христово и до Богоявленьева дни собираются на игрища бЪсовския, да пьяныя же ходят на МосквЪ попы и иноки, и всяких чиновъ православныхъ христианъ и безчинною бранью бранятся, и дерутся, и бьются, кричатъ и вопятъ, и без памяти упиваются:.. И тем людямъ за такие супротивныя христианскому закону за неистовства, быти отъ насъ въ великой опалЪ и в жестокомъ наказаньЪ.'

В книге 'Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым', изданной в Санкт-Петербурге в 1885г. так говорится о народных рождественских традициях: 'В Малороссии с 25 декабря начинаются Колядки. В них участвуют взрослые и дети. Колядовщики поют 'Колядки' - песни, в которых величают хозяина со всем семейством, и получают в награду разные подарки.

В русском колядовании участвуют ныне одни только дети. Древняя Коляда и все старинные обряды совершенно исчезли: нет ни воспоминаний, ни рассказов. Дети ходят под окнами величать богатых хозяев с Колядою. За колядование награждают ихъ деньгами и съестными припасами. В некоторых селеньях сохранился старый обычай приготовлять к этому дню из пшеничного теста животных: коров, быков, овец и домашних птиц. Животные высталялись на окна для показа проходящим, на столе они с утра красовалис для семейства и уже вечером рассылались в подарок родным. Для вечерней трапезы готовится доселе из круп каша, а из пшена и ячменя 'кутья сочельницкая'. Малоруссы варят также свою особенную кутью. В одном горшке изготовляют пшеницу, а в другом вареные в меду яблоки, груши и сливы; оба горшка ставятся на покути, в переднем углу.'


Вот как вспоминает А.Н. Вертинский канун Рождества:

"Итак, в семь часов подавали ужин. На первое был украинский борщ, или, как его называли, "гетманский" борщ. Подавали его в холодном виде. Был он конечно постный, без мяса. Приготовленный на чистом подсолнечном масле. В нем плавали "балабушки" - маленькие шарики из молотого щучьего мяса, поджаренные на сковородке, потом маленькие пельмени, начиненные рубленными сухими грибами, потом маслины и оливы, потом жаренные опять же в подсолнечном масле небольшие карасики, вывалянные в муке. Еще к борщу подавались жаренные постные пирожки с кислой капустой, или с кашей, или с грибами. На второе была огромная холодная рыба - судак, или карп, или щука. Потом шла кутья. Рисовая кутья с миндальным и маковым сладким молоком в высоких хрустальных кувшинах и взвар или "узвар", из сухих фруктов, и еще компот из яблок, чернослива и апельсинов. Что это был за ужин! Нельзя было оторваться от него!."